Главная » Статьи » Общее |
25 заповедей гитариста Многие полагают, что если они талантливы - это гарантирует им успех в шоу-бизнесе. Чушь собачья. Это в совершенном мире лучшие музыканты (в смысле лучшие гитаристы) всегда вознаграждаются за свои способности, а реальный шоу-бизнес далек от совершенства. И даже если ты так же крут, как, скажем, Эдди Ван Хален, и можешь одной рукой изменить ход гитарной истории, горькая правда в том, что все эти убийственные риффы и скоростные пассажи могут впечатлить разве что других гитаристов, но не тех, кто тебе платит или покупает твои записи. Талант - это, конечно, важно для артиста, но будь ты трижды заслуженным мастером пальцевой техники или теппинга двумя руками, чтобы выжить в этом бизнесе и выделиться из тысячи других гитаристов, которые наступают тебе на пятки, ты должен похвастаться наличием каких-то других существенных качеств. Их диапазон от простых человеческих черт до практического, здравого подхода к делу поможет тебе выделиться из толпы, а поверь мне - нет ничего более страшного, чем толпа диких голодных гитаристов. Для наставления на путь истинный я разжевал для тебя эти качества - многое из того, что "можно" и "нельзя" в гитарном сообществе - в виде 25 практичных, прозрачных заповедей. Выучи и запомни их, владей ими и впитай их. Ты станешь лучше как человек, как гитарист, и может быть, осилишь путь от гаража до арены стадиона. 1. НИКТО НЕ ЛЮБИТ ЗАСРАНЦЕВ. Реальность такова: большинству музыкантов глубоко насрать, что ты - второе пришествие Джими, Эдди или Бака Дхармы. Они хотят всего-навсего парня с хорошими манерами, который правильно играл бы свои партии. А так как большая часть времени проводится за сценой, личные отношения с другими музыкантами становятся такими же важными, как и умение играть. Так что если ты - высокомерный, упрямый член, который не может ладить с людьми, неважно насколько ты хорош - тебя уволят. Помни: незаменимых нет. Спроси у Дэвида Ли Рота. 2. "ВЕЛИКОЕ ЧУТЬЕ" - ЭТО ТВОЕ САМОЕ ВАЖНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО. Никто не захочет играть с тобой, если ты играешь криво. У тебя должно быть "великое чутье", только и всего. Под "великим чутьем" я подразумеваю способность слиться в единое целое с ритм секцией так, чтобы все вместе качало. Я могу предложить тебе только одно, над чем надо работать постоянно: развивай кач в своей игре. Слушай и учись у великих мастеров рока (Led Zeppeline'овская "Whole Lotta Love"), фанка ("Sex Machine" Джеймса Брауна), шаффла ("Pride and Joy" Стиви Рея Войена). Записывай свою игру под метроном, чтобы потом проанализировать отдельные ошибки и поработать над ними. Хорошо также заниматься под "минус один" и различные джемы, играя с профессиональными музыкантами в разных стилях. Короче, эта та единственная область, где ты должен быть наиболее беспощаден к своему самомнению. Зато ты будешь играть лучше. 3. ИЩИ СОБСТВЕННЫЙ ЗВУК. Нет лучшего способа научиться играть, чем снимать своих любимых гитаристов. Проблема возникает потом, когда ты начинаешь звучать, слишком смахивая на своего кумира. Дорога в ад рок-музыки '80-х завалена трупами бесчисленных последователей Эдди и Ингви - технически подкованных, но творчески недоразвитых гитаристов. Они не смогли во время этой гонки подумать, что возможно лучше было бы (как с точки зрения искусства, так и в плане денег) попытаться протоптать свой путь в музыке. Пойми, что на свете только один Эдди. И как бы ты не пытался звучать как Эдди, ты никогда им не будешь. Но ты можешь звучать как ТЫ. Это можно сделать, только позволив себе свободу экспериментировать. Давай, настрой по-другому гитару, как это сработало у Soundgarden'а, или создай какой-нибудь причудливый звук а-ля Том Марелло. Запомни: правила, особенно в музыке, существуют, чтобы их нарушать. 4. НЕ ОПАЗДЫВАЙ. Ты не поверишь, сколько музыкантов не считаются с пунктуальностью. Хотя я лично знаю одного лидера группы, который набрал себе пусть и средне звучащих, зато достаточно обязательных и пунктуальных исполнителей. Во время важного выступления или концерта, когда время - деньги, может быть, тебя и простят за опоздание, но только в первый и последний раз. 5. СЛУШАЙ, СЛУШАЙ, И ЕЩЕ РАЗ СЛУШАЙ! Когда ты на сцене или в студии - не зацикливайся на себе, слушай других и взаимодействуй с ними. Реагируй на то, что они делают. Не надо играть слишком громко или влезать поперек чужого соло. Поставь свое "я" ниже всех остальных. Тогда тебя всегда позовут, когда захотят звучать лучше. 6. ОПРЕДЕЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО ТЕБЕ НАДО. Большинство людей, удачливых в шоу-бизнесе, полностью сконцентрировано на одном. У них есть цель, ради которой они готовы на все (иногда даже уколоться или отсосать у кого-нибудь). На самом деле, не обязательно быть музыкантом, чтобы быть рок-звездой, как и не обязательно быть рок-звездой, чтобы быть музыкантом. Эта позиция помогает защитить себя от цинизма и горечи неудач. Например, если ты в группе, которая хочет стать следующими R.E.M., ты скорее должен работать над сочинительством песен и вокальной гармонией, чем тратить время на заучивание всех аппликатур (в семи позициях! - не меньше) мелодического минора. 7. ИГРАЙ В ТЕМУ. Играть в тему - это обязательно. Не надо вставлять проходы Ингви в песню "Glicerine" группы Bush (хотя это может оказаться неплохой идеей...) или заумное джазовое соло в "Outshine" Soundgarden'а (не смотря на то, что оно тебя сильно впечатляет). Я долго доходил до этого. Аккомпанируя одной панк-рок певице, я захотел показать, какой я классный гитарист, и закончил трешевую песню в A аккордом Am(add9), вместо более стандартного A5. Мне тут же показали на дверь. 8. ТУСУЙСЯ С ДРУГИМИ МУЗЫКАНТАМИ. Чтобы появились связи, необходимо чтобы тебя видели и слышали. Как кто-то может порекомендовать тебя кому-то, если он тебя не знает? Как бы лицемерно это не звучало - старайся подружиться с другими гитаристами. Хотя существует сильнейшая конкуренция между исполнителями (Помните шутку: "Сколько гитаристов надо, чтобы закрутить лампочку?" Ответ: "Десять. Один, чтобы закрутить, а девять других, чтобы сказать: "Неплохо, но я бы сделал это лучше"), по иронии судьбы большинство предложений поступает по рекомендациям других гитаристов. 9. ИГРАЙ С МУЗЫКАНТАМИ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ (И ЛУЧШЕ ИЗВЕСТНЫ), ЧЕМ ТЫ. Если твоя цель - стать великим музыкантом, нет более быстрого способа подняться, чем играть с великими. Ты не только научишься каким-то фишкам, но и позаимствуешь многое из их многолетнего опыта жизни на передовой. Но если ты хочешь стать "звездой", то нет ничего лучше, чем подмазаться к какой-нибудь знаменитости, чтобы все видели, как ты таскаешься с ней по самым крутым кабакам в городе. 10. МАЛО - ЭТО БОЛЕЕ ЧЕМ. Большинство исполнителей, о которых ты слышал или читал, парились над тем, что потом стало великой гитарной истиной. Все эти ученые мужи и мудрецы бубнили одно и то же: "Ноты, которые молчат, не менее важны, чем те, что звучат". Также как не обязательно иногда говорить все то, что можно было бы сказать. Я хорошо это усвоил, играя в составе, аккомпанирующем одной певице на теплоходе во время круиза. В то время я еще не так хорошо мог читать с листа и обыгрывать аккордовые последовательности. Итак, во время первого выступления, трясясь от страха, я играл по минимуму - только то, в чем был абсолютно уверен. После концерта певица сказала мне, что еще никогда не работала с таким тонко чувствующим музыкантом. 11. ИМИДЖ НЕ ЧТО, А МНОГОЕ. Это еще одна горькая правда о шоу-бизнесе. Одно утешение - ни во всех ситуациях нужно придерживаться определенного имиджа. Руководствуйся здравым смыслом: если ты идешь на прослушивание в группу "Браво", то не нужно одеваться как Мэрилин Мэнсон. Даже если тебе уже 30 (или 40!), ты лысеешь, у тебя 40 фунтов лишнего веса, и ты любишь слаксы, если ты хороший гитарист, ты всегда сможешь устроиться на тот самый теплоход. Конечно, можно пойти в спортзал, побрить голову и обновить гардероб, таким образом, открывая для себя новые возможности. 12. ОТЛИЧНОЕ ВИБРАТО - ЭТО СУЩЕСТВЕННО. Некоторые гитаристы говорят, что им понадобилось 10-15 лет, чтобы развить хорошее вибрато. Они счастливчики - многим это так никогда и не удается. Твоя манера звукоизвлечения - это как почерк, то, что отличает твое соло от бесчисленного количества других. Посмотри на Би Би Кинга или Джими Хендрикса - их игру всегда узнаешь. Есть масса всяких приемов, штучек и фенечек, используемых известными гитаристами. Выбери что-нибудь подходящее для себя, посмотри, как они это делают, и попробуй сам. 13. ПОДБЕРИ СВОЙ АППАРАТ. Я даже не могу выразить насколько это важно. Ты должен знать свой аппарат и быть уверенным в нем на все 100, чтобы он работал на тебя, а не против. Ну, например, если ты хочешь звук, как у Стиви Рея, тебе не нужен Les Paul, пропущенный через Marshall. Тебе понадобиться Strat и комбик Fender Bassman (ну, еще, пожалуй, Ibanez Tube Screamer для большей атаки). Откровенно говоря, даже если ты студийный червь, отличный инструмент и усилок (с педалью овердрайва или хоруса) будут звучать в 10 раз лучше, чем тонна рэкового дерьма (верь мне - я знаю). Когда ты приходишь в студию, ты должен знать, как добиться любого звучания, которого от тебя захотят. Если сможешь обрадовать продюсера, добившись "оранжевого" звука (ничего смешного - от меня это однажды потребовали) - у тебя будет работа. 14. УПРАЖНЯЙСЯ В ТОМ, ЧЕГО НЕ УМЕЕШЬ, А НЕ В ТОМ, ЧТО УМЕЕШЬ. Старая спортивная поговорка гласит: "Ты - то, насколько тренируешься". То же самое в музыке. Поэтому не удивительно, что большинство гитаристов такие болваны. Ты и я знаем: чтобы что-то собой представлять, нужно заниматься. Пусть это не покажется кощунством, но хорошее занятие не означает самозабвенного сидения в подвале (в то время как другие дети играют во дворе) и бездумного потения над гаммами и арпеджио. Всей необходимой техники ты можешь добиться, снимая своих любимых гитаристов. Например, вступление в "Cliffs of Dover" Эрика Джонсона - это разнообразное обыгрывание минорной пентатоники. Вот три аксиомы хорошего занятия: * Разбирай короткие фрагменты (не более 4-8 нот за раз), а потом соединяй их в более длинные фразы. * Новые вещи начинай играть в медленном темпе (это развивает мышечную память), постепенно увеличивая скорость. Лучше играть медленно, но чисто, чем быстро и коряво. * Всегда занимайся под метроном. 15. БУДЬ ДЕЛОВЫМ. Денежные вопросы важны, так же как и музыкальные, если не больше. Если хочешь делать деньги как музыкант, расценивай себя как предпринимателя, а свою музыку - как товар. Несмотря на создавшийся стереотип музыканта (дурак, пьяница, лопух), и как бы трудно это не было, покажи хозяевам клубов и записывающих компаний, что ты не дешевка. Есть три закона шоу-бизнеса: * Из тебя выжмут все что можно. * Никому не верь. * Перед тем как что-то подписывать - посоветуйся с юристом. 16. СВОБОДНО ВЛАДЕЙ МИНОРНОЙ И МАЖОРНОЙ ПЕНТАТОНИКОЙ. В рок- и поп-музыке, блюзе и кантри 80% составляет пентатоника. Если ты еще не разучил ее в пяти позициях, сделай это сейчас. А, кроме того, нужно знать, как использовать в ней бенды, слайды, хаммер-оны и пулл-оффы, и как применять ее в реальной игре. 17. ВЫУЧИ СТОЛЬКО МЕЛОДИЙ, СКОЛЬКО ВОЗМОЖНО. Заучивание мелодий различных вещей (любых вещей) не только расширяет твой репертуар, но и (подсознательно) дает невероятный толчок для развития собственной фразировки. В идеале ты должен уметь воспроизвести любую мелодию, которую слышишь. Вот как можно над этим работать: * Слушай, как певцы интерпретируют мелодию, и пробуй на гитаре изображать их манеру. * Пробуй воспроизводить любые мелодии, которые слышишь - будь то телевизионная реклама или музыка к фильму. * Всегда разучивай мелодию более чем в одном месте на грифе. Хочешь играть мелодию - не давай ей играть тобой. 18. ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО. Когда тебя просят сыграть что-то определенным образом - улыбайся и выполняй. Не перечь. Не надувайся. Не думай, что ты знаешь, как лучше. Не будь жопой. У тебя будет достаточно времени почувствовать свою значительность, когда твой диск станет трижды платиновым. 19. ВОПРЕКИ ПОПУЛЯРНОМУ МНЕНИЮ: БРАТЬ УРОКИ И СЛУШАТЬ ДРУГУЮ МУЗЫКУ НЕ ПОМЕШАЕТ. Никогда не вредно расширять свои возможности, даже если ты уже великий исполнитель или думаешь, что научился всему, что только возможно. Раскрой уши, обрати внимание на другие стили и техники, которые сделают тебя более разноплановым музыкантом. Точка. Хороший преподаватель также может поспособствовать в этом (вдруг ты обнаруживаешь к собственному удивлению, что хочешь больше знать). Великий преподаватель может вдохновить и воспитать из тебя творческого, выдающегося исполнителя. 20. ВЫУЧИ СТОЛЬКО ВЕЩЕЙ, СКОЛЬКО ВОЗМОЖНО, ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА. Если не понятно - это означает уметь играть больше, чем "Лестница на небеса", "Дом восходящего солнца" и "Отель "Калифорния" на блатных аккордах. И не важно, в каком стиле ты играешь - чем больше вещей ты знаешь, тем больше у тебя шансов надрать всем задницы на джем-сейшене. И нет оправданий тому, кто этого не делает - есть записи, есть всевозможные транскрипции. Господи, да ты будешь выучивать по пять новых вещей в месяц, только читая Guitar World. 21. КАК ТОЛЬКО ВЫУЧИЛ ЧТО-НИБУДЬ КЛЕВОЕ - ПРИМЕНИ ЭТО В РЕАЛЬНОЙ ИГРЕ. Многие гитаристы знают тонны фраз, которые классно звучат, исполняемые во время занятий. Но во время пребывания на сцене, у них возникает масса сложностей с применением их в игре. Прежде чем разучивать что-то новое, подумай - куда это можно вставить. Например, можно сыграть фразы из вышеупомянутой "Cliffs of Dover" в блюзе типа "Red House". Если потратить немного времени на внедрение нового материала в практику, он, в конечном счете, станет частью твоего лексикона. 22. ПОВЫШАЙ СВОЙ АВТОРИТЕТ. Если ты крутой в своем гараже, почему бы тебе ни стать таким же на сцене или в студии. Нужно дойти то точки, когда ты будешь чувствовать себя так же уверенно перед многотысячной толпой, как и перед своей сестренкой или собачкой. И здесь ключевым моментом является время. Игра дома - это только отсрочка. Необходимо выбираться наружу как можно скорее. Посещай джемы. Участвуй в выступлениях, пусть даже далеких от идеальных - это тоже опыт. Участвуй в любых выступлениях, в этом отношении - это опыт, который зачтется. 23. НУЖНО ЗНАТЬ ОСНОВЫ. Когда джазового гиганта Луи Армстронга спросили, умеет ли тот читать по нотам, он ответил: "Не настолько хорошо, чтобы это мешало мне играть". Хотя многие музыканты восхваляют эту идею, на практике не мешает знать некоторые азы. Знание наиболее распространенных аккордовых последовательностей поможет быстрее разбирать вещи на слух. Знание основ теории поможет тебе в сочинении песен и развитии интуитивного чутья ритмических партий. Например, зная, что гармоническая структура многих блюзов - I-IV-V (C-F-G), а ранние рок-баллады обычно строились на прогрессии I-VI-IV-V (C-Am-F-G), можно спокойно сыграть любую вещь в этом стиле или сочинить свою собственную. 24. БУДЬ ОСТОРОЖЕН. Как только ты или твоя группа станете более-менее известными, всякого рода жлобы начнут подваливать к вам с разными предложениями. Вы столкнетесь с поклонницами, желающими поставить еще одну зарубку на спинке своей кровати (парни, всегда носите с собой маленький резиновый кофр), с поклонниками, которые хотели бы неплохо оттянуться за ваш счет или подсунуть вам под нос всякое дерьмо. Веселись, но не слишком увлекайся - многие кумиры быстро забываются. Ничего не употребляй во внутрь (будь то наркотики, или всякие там части тела), пока не убедишься, что это такое. Всегда присматривай за своими вещами. И постарайся сберечь немного наличных. 25. "НЕ СРИ ТАМ, ГДЕ ЕШЬ". Не трахай крошку-вокалистку. Не трахай подружку барабанщика. Не трахай собаку барабанщика. Не трахай самого барабанщика. Не подставляй своих товарищей по группе. Не зажимай чаевые. Не будь засранцем. | |
Категория: Общее | Добавил: gitarister (20.04.2009) | |
Просмотров: 3513 | Рейтинг: 5.0/4 | |
Всего комментариев: 0 | |